Свами Муктананда Естественное самадхи  
Глава 11 из книги "Игра Сознания"


В Пратъябхиджняхридаям есть высказывание: мадхьявикасат чиданандалабхах, означающее, что когда благодаря милости Сиддхи Кундалини поднимается по сушумне ученика Сиддхи, он обретает знание богини Чити. Благодаря медитации его ум пребывает в состоянии покоя и внутри него возникает совершенное знание Чити. Впоследствии состояние, которое он переживает в медитации, сохраняется в его повседневной жизни. Такой йог становится совершенно безмятежен в медитации и совершенно свободен от тревог в повседневной жизни. Это йогическое состояние постепенно становится устойчивым, и вскоре он начинает жить в состоянии невозмутимости. В результате садханы, выполненной благодаря милости Гуру, Чити Шакти сама по себе принимает это состояние внутри йога. Это называется сахаджавастха, или состояние чистой спонтанности.

Человек, находящийся в сахаджавастхе, известен как Махайог, или высший преданный Шивы, даже если он живет в миру. Он видит проявление Чити во всех поступках и действиях своей повседневной жизни, в своем поклонении, в воспевании гимнов и медитации, в своем доме, своих детях, своих слугах и во всем, что он ест и пьет.

Такой человек видит вечную игру Чити внутри и снаружи, са-бахьябхьянтарах айам нитъодитасамавешатма. Когда он видит это, совершенная безмятежность приходит в его ум. Это сахаджавастха, состояние чистой спонтанности. В этом неизменном состоянии, наделенном силой великой мантры, он теряет ощущение, что его тело, его прана и его чувства и их объекты отличны от его собственного Я. Для него они все наполнены Чити. Он вдохновлен ощущением, что, несмотря на то что он может постигать их, есть прекрасная и великолепная Чити Шакти, которая является основой их всех.

Без вибраций Чити ни один объект не может быть воспринят. Благодаря Своему существованию Она обнаруживает все объекты. Таким образом, одна и та же Чити Шакти играет во всех состояниях, пронизывает всю материю и заключает все в Своей собственной сути. Единое, чей свет струится через сияющие объекты, — это то же Единое, что становится пространством, временем и формой. Чити Шакти освещает каждый материальный объект в феноменальной вселенной. Все вещи внутри и снаружи творятся, поддерживаются и исчезают в этой Шакти. Воспринимая свой ум и внешние органы как Ее лучи, ученик Сиддхи или Сиддха йог познает Божественность, и когда он это обнаруживает, его ум обретает покой и невозмутимость. Это — состояние сахаджавастхи, чистой спонтанности, естественного самадхи. В этом состоянии йог познает Бога как единственного, кто проявляется в бесконечности форм, кто является единой и неделимой опорой феноменальной вселенной и кто также пронизывает все физические объекты и все живые существа. Такой человек испытывает непрерывное действие Бога во всем, что он делает. Точно как форма плода, его сок, запах и все его различные особенности существуют как простое единство, так и йог обнаруживает, что внешние объекты, знание об этих объектах и тот, кто их познает, — все это едино с всепроникающим Богом, коренной основой всего. Поэтому йог обнаруживает это во всем. Когда это обнаружено, мысль алпо'хам, «Я ничтожен», разрушается в ученике Сиддхи, и на ее место приходит знание пурно'хам, «Я совершенен». Это естественное самадхи.


В действительности, вся феноменальная видимость — есть ничто иное, как Чити. Для ученика Сиддхи нет ничего другого во вселенной, кроме Чити. Шри Шанкарачарья говорит:

раджваджнанат кшаненаива ядвадраджурхи сарпини бхати тадваччитих сакшадвишвакарена кевала

Точно так же как из-за незнания реальной сущности веревки она может на мгновение показаться змеей, так и чистое Сознание проявляется в форме феноменальной вселенной, оставаясь неизменным.

Человек в замешательстве может принять веревку за змею. Он может потерять сознание и его сердце может замереть от страха и он может начать кричать: «Бегите! Бегите!» Но потом придет мудрый человек, который знает, что это веревка. Он скажет: «О невежественный! Зачем ты кричишь и расстраиваешься? Это не змея; это только веревка». После того как он выслушает это, тот же человек увидит веревку вместо змеи, которую он видел прежде. Так же как змея проявилась в веревке, точно таким же образом вселенная проявляется в Чити.

брахмаива сарванамани рупани вивидхани на карманьяпи самаграни бибхартити шрутирджагаи

В Ведах ясно говорится, что Брахман единственно является основанием всего разнообразия имен, форм и действий.

Поистине, все разнообразные объекты вселенной, соответствующие им имена и все их назначения — зрение у глаз, способность хватать у рук, способность говорить у языка и тому подобное — все это проявление Бога. Более того:

сарво'пи вьявахарасту брахмана криятэ джанаих аджнананна виджананти мрадэва хи гхатадикам

Действия всех людей совершаются Брахманом. Только из-за невежества человек не воспринимает глину в горшках и других предметах.

Все, что делается человеком, на самом деле совершается Богом. Ничего не может произойти без Бога. Радио говорит, но за этим стоит сила электричества. Без этой силы оно не работает. Подобным образом все, что совершается чувствами и органами, совершается, потому что за этим стоит осознающее Я, или Чити. Невежественный человек, который не воспринимает мудрости Гуру, думает, что глаза видят, язык говорит и ноги двигаются, что чувства являются полностью независимыми в том, что они совершают. Когда нет электричества, радио не работает; таким же образом, когда сознание покидает тело, глаза не видят и язык не говорит. Вот почему Шанкарачарья говорит, что все происходит благодаря существованию осознающего Я. Чити говорит как язык языка, видит как глаз глаза, слышит как ухо уха и думает как ум ума. Жить с пониманием, что единое вселенское Сознание играет в функциях каждой части человеческого существа, в каждом движении внутреннего и внешнего мира, быть свободным от различия единства и разнообразия и пребывать в покое — это сахаджавастха.

Практикующие медитацию знают на опыте, что стоит их медитации стать безупречной, и она освобождается от мыслей. Например, если ваша медитация сосредоточена на Голубой Жемчужине, ум наполняется ею и фактически становится ею. Вы на время теряете осознание самого себя; вы забываете о внутреннем и внешнем мире: объекты не наблюдаются, если нет того, кто на них смотрит, и звуки не воспринимаются, если нет того, кто их слышит. В этом состоянии нет ни радости, ни печали, ни невежества, нет ни воспринимающего, ни воспринимаемого. Только чистая Параматма, высшее Я, пребывающее, пульсирующее в Своем собственном бытии. Это неизменное, свободное от мыслей, состояние покоя. Оно — цель вашей медитации. Человек находится в этом состоянии в течение короткого времени, и затем, когда он начинает выходить из медитации, он переходит из туриятиты в состояние турий. Впоследствии, в турий, независимо от того, что произойдет, он будет сохранять осознание трансцендентального состояния туриятиты. Потом, переходя от турий к сушупти, или состоянию глубокого сна, он переживает на опыте состояние турий. В глубоком сне он все еще не видит ничего, отличного от себя. Покидая глубокий сон и переходя в состояние сна со сновидениями, он становится своим собственным миром сновидений и всеми объектами этого состояния — колесницами, лошадьми, слонами и т.д. Он обнаруживает, что Свидетель состояния глубокого сна является тем же самым, что и сна со сновидениями. И затем, переходя из состояния сна со сновидениями в бодрствующее состояние, он осознает, что и в его основе находится одна и та же трансцендентальная Сущность. Таким образом, при переходе от туриятиты к турий, от турий к глубокому сну, от глубокого сна к сну со сновидениями, от сна со сновидениями к бодрствованию и обратно неизменным остается только Свидетель. Эти четыре состояния могут отличаться друг от друга, но их Свидетель — один и тот же. Обрести покой благодаря пониманию, что существует только один Свидетель всех четырех состояний, — это, согласно Муктананде, сахаджа-вастха.

Есть состояние нераспознавания Чити Шакти. В этом состоянии все предметы вселенной кажутся для человека различными. Он определяет их формы, имена, качества, функции и так далее и думает, что они многочисленны. Благодаря пониманию, полученному от Гуру, он обретает знание Чити Шакти:

са чаико двирупастримаяшчатуратма саптапанчакавабхавах

Это высказывание означает, что единый Парамашива становится вселенной, превращаясь в два, три, четыре и тридцать шесть элементов. Он — неопределимый и бесформенный сат-чит-ананда. Когда сат-чит-ананда расширяется и сокращается, Он становится двумя. Когда Он допускает ограничения индивидуализации, разделения и действия (анава, майя и карма), Он называется «троякий». Когда Он допускает четыре разделения на шунью (пустоту), прану, пурьяштаку («город восьми»: пять чувств и ум, интеллект и эго) и физическое тело, Он известен как «чет-вероякая душа». Он становится тридцатью шестью элементами проявления, от Парашивы до физической земли. Но Он по-прежнему един. Нет ничего другого, отличного от него. Пратья-бхиджняхридаям говорит, что весь мир — это игра Чити:

чидатма шивабхаттарака эва эка атма на ту аньях кашчита

Есть только единое Я, осознающее Я, Господь Шива; ничего больше не существует.

Как объяснялось, неустойчивость ума устраняется, это и есть сахаджавастха. Виджняна Бхайрава говорит:

грахъяграхакасамвиттих саманъя сарвадэхинам йогинам ту вишешо 'ям самбандхэ савадханата

Деление на воспринимающего и воспринимаемое общеприменимо ко всем существам, но для йогов это не так. Они осознают их как единое.

Парашакти, богиня Чити, становится обоими: феноменальным миром, который может быть видим; и дживатманом, индивидуальным существом, кто ощущает самого себя отличным от мира. Воспринимаемое названо грахьей и обозначает вселенную и все ее объекты. Воспринимающий назван грахакой, и обозначает дживатмана, сознающую индивидуальную душу, того, кто знает все эти объекты. Невежественный или обычный человек делит воспринимающего и воспринимаемое на бесчисленные различные категории. Но йог, преданный Маха Йоге, благословленный милостью Гуру, имея реализованную Читшакти, осознает, что оба, воспринимающий и воспринимаемое, возникают из Нее; таким образом, он воспринимает их одинаково. Покой и невозмутимость, которые приходят к йогу с осознанием этого тождества, и есть состояние сахаджи.

Мудрые люди воспринимают мир как игру вселенского Сознания. Они называют это вибрацией Чити. Они знают, что Чити проявляется как обычный мир. Мир, порожденный Чити, может принимать различные формы, но он — это единая Чити. Все дающие и берущие, все действия — это расширение Чити. Она принимает множество форм внутри самой себя и затем расширяется во всех этих формах. Осознать это и пребывать в покое — это и есть состояние сахаджи, о котором говорит Муктананда. Ити Шивам.


















WEB © Nataris-studio 2012